Подшипники в Москве
Описание
Подшипники – группа опорных изделий в зафиксированном состоянии, место упора для шейки вала или оси.
Технические характеристики
Основная функция подшипника: снижение силы трения между подвижной и неподвижной частью механизма. Подшипник состоит из двух колец: внутреннего и внешнего. Имеет форму правильного круга с отверстием по центру (для оси). Внутреннее кольцо имеет отбортовку (дорожку качения) , ограничивающую и определяющую ход подвижных элементов. За внутренним кольцом расположены сепараторы. Представляют собой металлические ячейки, являющиеся оправой для сферических тел(шариков) или роликов. Сепараторы удерживают шарики и ролики и определяют ход их движения. Сепараторы стабилизируют тела качения в заданном положении, сохраняя баланс нагрузки и не увеличивая силу трения. Сепараторы производят из высококачественной стали, с отличными характеристиками прочности, устойчивости к рению, разрушениям. Производятся штамповкой из толстолистового полотна. Для упрочнения производят антикоррозийную обработку и подвергают испытаниям на прочность. За сепараторами идет внешнее кольцо. Оно также состоит из дорожек качения с внутренней стороны кольца. Благодаря такому типу рифления происходит переход движущихся элементов из одной ячейки в другую. Основная функция внешнего кольца: фиксация вращающегося вала. Корпус подшипника может быть с выемкой или без выемки. Подшипники с выемкой используют для обработанных поверхностей с нагрузкой радиального типа от опоры. Модели без выемки устанавливаются к опоре.
Классификация
Все подшипники делятся на следующие основные группы:
- Подшипники качения
- Подшипники скольжения
- Гидростатические подшипники
- Гидродинамические подшипники
- Газостатические подшипники
- Газодинамические подшипники
- Магнитные подшипники
Базовое разделение подшипников на две большие группы: подшипники скольжения и качения.
Подшипники качения
Используются для фиксации и направления движения вращающегося вала. Степень износа: средняя при регулярной смазке и очистке. Подшипник качения состоит из двух колец и тел вращения. Тип тел вращения: иглы, шарики ролики. По типу тела качения подшипники различаются на:
- шарикоподшипники
- роликоподшипники
- игольчатые подшипники
Преимущества подшипников качения
- малая себестоимость ( за счет широкого выбора сталей и цветных металлов)
- низкий коэффициент трения. Защищает движущиеся части механизмов от перенагревания, износа и разрушения. Не требует частого ремонта, замены
- взаимозаменяемость и широкий модельный ряд
- малое количество требуемой смазки. Утечка смазочных материалов происходит только в результате разрушения уплотнительных колец, или при попадании посторонних частиц внутрь подшипника.
- высокая несущая способность
- наличие малых осевых размеров
- длительный ресурс самого подшипника, подвижного вала и стационарной опоры
К недостаткам подшипников качения относят:
- большая величина радиального диаметра (увеличение нагрузки на тело)
- низкая степень защиты от ударных нагрузок и вибраций
- сохранение целостности только на низких оборотах
Тип трения: трение качения.
Подшипники скольжения
Конструктивная особенность: внешне и внутренне кольца используют силу трения скольжения (а не качения), т.е. скользят друг по другу. Благодаря этому увеличивается площадь трения, но и сила трения. При недостаточной смазке металлические части будут перегреваться и разрушаться.
Преимущества подшипников скольжения
- надежность на больших скоростях вращения (шарики не выпадают из кольца на высоких оборотах)
- большая площадь соприкасающейся поверхности
- устойчивость к вибрационным и ударным нагрузкам
- высокая заполняемость маслом
- небольшие радиальные размеры
- хорошая сочетаемость с коленчатым валом
- высокая передача крутящего момента
- К недостаткам подшипников скольжения относят:
- небольшой модельный ряд
- высокий уровень износа
- высокая сила трения и как следствие перегревание металла
- необходимость постоянного пополнения смазочного материала (в ручном режиме, в автоматическом режиме).
Производится из высокопрочной стали с низким коэффициентом трения. Во внутреннем кольце установлен вкладыш или втулка. Тип смазки: плотная (тягучая), жидкая.
Классификация подшипников скольжения
Все подшипники скольжения по типу конструкции различаются на:
- осевые
- одноповерхностные
- многоповерхностные
- радиальные
- радиально-упорные
- со смещением
По форме подшипники скольжения бывают: встроенные; неразъемные; разъемные. По типу используемой смазки: сухая, влажная, газовая, пластичная. В качестве смазки также могут использовать пористый металл (изменяющий свое агрегатное состояние при нагревании (от порошкообразного сухого до жидкого). По типу тел качения подшипники различаются на: шариковые, роликовые и игольчатые. Шарикоподшипники состоят из двух колец сферических тел (шариков из металла). Каждый шарик заключен в свою ячейку, которая фиксирует положение шарика в обойме и исключает контакт шариков друг в другом. Преимущества использования шарикоподшипников: простая конструкция; надежность и долговечность; малый коэффициент трения; высокая работоспособность на малых оборотах и скоростях; отсутствие необходимости в постоянной подаче смазочного материала; широкий модельный ряд; низкая цена. К недостаткам шарикоподшипников относят: невозможность применения при больших радиальных нагрузках; слабая устойчивость к высоким оборотам рабочего вала; простота установки. Шарикоподшипники различаются на:
- Сферические шариковые подшипники
- Радиально-упорные шариковые подшипники
- Упорные шариковые подшипники
- Радиальные шариковые подшипники
- Шпиндельные шариковые подшипники.
Роликовые подшипники используются для осевых нагрузок,. В качестве тел вращения используются ролики (конической или цилиндрической формы). Роликовые подшипники различаются на:
- Радиальные роликовые подшипники
- Радиальные сферические роликовые подшипники
- Радиально-упорные роликовые конические подшипники
- Упорно-радиальные роликовые подшипники
- Упорные роликовые подшипники
- Упорные роликовые подшипники.
Роликовые подшипники используют для крупногабаритных деталей. К преимуществам роликовых подшипников относят:
- Высокая грузоподъемность
- Широкий модельный ряд (однорядные, двухрядные).
- Высокая жесткость.
- Малые осевые размеры.
- К недостаткам роликовых подшипников относят:
- Слабая устойчивость к вибрациям и высоким скоростям.
- Отсутствие проскальзывания элементов.
- Способность воспринимать и радиальную и осевую нагрузку одномоментно.
- Стабильное положение роликов.
- Точное распределение напряжений.
Игольчатые подшипники являются модификацией роликовых подшипников. Тела качения отличаются малой шириной(напоминают иглы). Конструктивная особенность: отсутствие сепараторов (за счет плотной пригонке тел вращения и обильной смазки). Различаются на: радиальные игольчатые подшипники и комбинированные игольчатые подшипники. Преимущества использования игольчатых подшипников:
- Малый коэффициент трения.
- Сохранение целостности на больших скоростях вала.
- Износоустойчивость.
К недостаткам игольчатых подшипников относят: низкая устойчивость к ударным нагрузкам.
Подшипники мехатронные
Другое название: сенсорные. Конструкция мехатронного подшипника состоит из собственно подшипника и электронных устройств (датчик и энкодер). По типу конструкции мехатронные подшипники различаются на:
- с датчиком скорости вращения
- с позиционным измерительным датчиком
- с датчиком моментов.
Сфера применения: автомобилестроение, промышленное машиностроение. Преимущества использования мехатронных подшипников: способность измерять небольшие скорости вращения колес; малый вес и габариты; легкость в установке и эксплуатации; взаимозаменяемость деталей и узлов.
Маркировка и ГОСТЫ подшипников
- ISO 15:1998. Подшипники качения. Радиальные подшипники
- ISO 104:2002 . Подшипники качения. Упорные подшипники
- ISO 113:1999 .Подшипники качения. Корпуса опорных подшипников
- ISO 355:1977/Amd 2:1980 . Подшипники качения. Конические роликовые подшипники метрической серии
- ISO 1132-1:2000 . Подшипники качения. Допуски
- ГОСТ 3189-89
- ГОСТ 3478
Обозначение размерных серий
Размерная серия подшипника - это сочетание серий диаметров и высот, определяющее габаритные размеры подшипника. Серии:
- диаметров 0, 8, 9, 1, 7, 2, 3, 4, 5. Указываются в порядке увеличения размера наружного диаметра при одинаковом внутреннем диаметре;
- ширин и высот 7, 8, 9, 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6. Указывается в порядке увеличения размера ширины или высоты.
Маркировка содержит цифры основного обозначения и знаки дополнительного обозначения. Количество цифр основного обозначения: от 2 до 7. Расположение знаков дополнительного обозначения: справа и слева относительно основного обозначения. Знаки слева отделяются от основного обозначения при помощи дефиса, знаки справа всегда имеют в качестве первого символа букву. Правила чтения основной и дополнительной маркировки: справа налево. Маркировка содержит полную информацию о конструктивных особенностях, рабочих диаметрах подшипников. Может быть цифровая и буквенная. Содержит в себе:
- тип элемента
- серия ширины
- группа диаметров
- исполнение
- посадочный диаметр
Маркировка наносится на одно из колец (внутренне или внешнее). У подшипников закрытого типа маркировка наносится на защитное кольцо.